Геноцид Армян
História da Armênia
Знакомство с
Арменией
История
Еревана на рубеже 19-20 веков
|
Кирк Керкорян
В США его называют “Орел Лас-Вегаса”. Он- герцог Крез наших
дней, отпускающий огромные суммы на благотворительность,-
миллиардер, который умеет делиться. Он- владелец частного
реактивного самолета стоимостью в 18 миллионов долларов, и
журналисты прозвали его “армянин на летающем ковре”. В 2007
ему исполнится 90 лет, но он не собирается успокаиваться,
надевать домашние тапочки и спокойно попивать мятный
коктейль. Он- самый богатый человек Лос- Анджелеса,
состояние которого составляет 9,3 миллиарда долларов, один
из богатейших людей мира, армянин Григор Григорян,
родившийся во Фрезно в 1917 году – последний из четырех
детей армянских эмигрантов Агарона и Лилии Керкорян,
спасшихся от геноцида и бежавших в Америку. Американские
банки выдают Керкоряну кредит без обеспечения, то есть без
выставления имущественного залога. Вдумайтесь: бизнесмену
выделяют миллионы под честное слово! Он не дает интервью и
считает, что его дела “говорят сами за себя”.
Восхождение на вершину бизнес-мира не было для Керкоряна
легким и стремительным. Ему сопутствовала удача, но начинал
он, надеясь лишь на себя. В годы депрессии в поисках лучшей
жизни семья перебралась из Фрезно в Лос- Анджелес. Геворг
был обычным мальчиком из бедной семьи. “Мне было девять,
когда я первый раз принес в семью деньги. Я продавал газеты
и брался за любую случайную работу. Если вы предоставлены
самому себе, вы входите в жизнь очень рано. Вы получаете
импульс, который стимулирует вас сильнее, чем любое
наследство”,- вспоминает миллиардер. Еще подростком, часто
прибавив себе пару- тройку лет,- иначе работу было не
получить,- он перепробовал все - валил деревья, выкладывал
печи, мыл двигатели машин.
Надо было отстаивать себя в этой жизни и бороться за место
под солнцем, иногда и кулаками. Старший брат- боксер-
профессионал Ншан начал учить его боксу, и так успешно, что
юноша всерьез увлекся этим видом спорта, в 8-ом классе
бросил школу и начал подумывать о профессиональной карьере.
У Григора была убойная правая, и он начал выступать в
любительских поединках. Ожидаемых сумм это ему не принесло,
да и переходить в профессионалы не советовали- по меркам
специалистов, юноша был слишком щуплым- при росте 178 весил
лишь 63 килограмма. С мечтой о покорении мира с помощью
боксерских перчаток пришлось расстаться.
Работа мойщиком двигателей в лавках подержанных автомобилей
навела его на идею о собственном небольшом деле.
Предприимчивый юноша начал скупать разбитые автомобили и
переделывать их на продажу, получая первую прибыль- 5-10
долларов за каждую восстановленную машину. Сейчас
воспоминания о тех временах вызывают у магната Керкоряна
лишь улыбку.
Осенью 1939 года в жизни Геворга произошла встреча, во
многом определившая его дальнейшую судьбу. За 45 центов в
час он напросился в помощники к Тэду О’ Флаэрти,
занимавшемуся установкой стенных печей. Как- то раз он взял
ученика на частный аэродром и предложил полетать. С этого
дня, поднявшись в небо, Кирк заболел авиацией и захотел
научиться управлять самолетом. Денег на уроки у него не
было, но он, как всегда, сумел найти выход, предложив
инструктору взамен свою бесплатную работу по уборке и дойке
коров у него на ранчо. Кирк добился своей цели-выучился на
гражданского летчика и стал пилотом Королевских воздушных
сил Великобритании.
Над Европой нависла угроза Второй мировой войны, и военные
самолеты RAF осуществляли рейсы из Канады в Европу.
Кирк стал одним
из пилотов, переправлявших канадские
бомбардировщики Mosquito из Лабрадора в
Шотландию. Работа была опасной, и лишь
один из четырех летчиков возвращался
назад. Керкорян начал зарабатывать
первые серьезные деньги – тысячу
долларов за полет. За два с половиной
года службы в RAF Керкорян слетал к
четырем континентам, переправил 33
самолета, и главное- создал тот
финансовый задел, который положил начало
его головокружительной карьере.
Затем он опять занялся перепродажей- на
сей раз подержанных самолетов, которые,
как раньше автомобили, обновлял и затем
перепродавал с немалой выгодой- порядка
10 тысяч за самолет. Именно тогда
будущий миллиардер приобрел репутацию
человека, имеющего хороший деловой нюх.
Первые чартерные рейсы также начал
осуществлять Киркорян, став пионером в
этой области авиабизнеса. На своем
учебном одномоторном самолете Cessna,
выкупленном у RAF, он начал заниматься
перевозками. Дважды в неделю его
пассажиром был некий Джерри Вильямс-
игрок, летавший в Лас- Вегас. Так Кирк
впервые побывал в “городе греха”.
Империя игорного бизнеса поразила
воображение Керкоряна. Где как не здесь
можно было ощутить власть и вкус денег и
в то же время почувствовать всю
тщетность безудержной погони за ними- за
пару часов в казино спускались целые
состояния. Какое- то время Кирк был
заядлым игроком- завсегдатаем игорных
заведений Лас- Вегаса, где иногда
оставлял довольно значительные суммы.
Его талант финансового гения развернулся
не на зеленом сукне казино, а на поле
несравнимо более широком - в небе
Калифорнии, а затем и на ее земле. Мир
денег манил его, и вскоре ему суждено
было стать одним из воротил большого
бизнеса. Киркорян стал автором своей
азартной игры, в которой ему не было
равных - игры в сделки. Достаточно
вспомнить, что всемирно известную
кинокомпанию MGM ( Метро Голдвин Мейер),
владельцем 80% акций которой он являлся,
Керкорян выставлял на продажу четыре
раза и два раза выкупал обратно.
Удачная серия операций купли - продажи
вознесла его на вершину делового мира
Америки. В ряды миллионеров он был
принят со времени сделок с крупнейшими
авиационными компаниями США. За 60 000
долларов он купил чартерную авиалинию
Los Angeles Air Service. В 1968 году,
переименовав в TransInternational
Airlines, он продал эту авиакомпанию за
104 миллиона долларов. В 1968 Керкорян
приобрел TransAmerica –Ассоциацию
телекоммуникационной промышленности США.
Примерно в тот же период он совершил
сделку, которую журнал Fortune позже
назовет одной из самых выгодных
земельных операций в истории Лос-
Анджелеса. Купив земельный участок в 80
акров, прилегавший к центральной улице
Лас- Вегаса, за 960 000 долларов он
сдавал участок в аренду по частям,
выручил за него миллионы и лишь затем
продал под строительство Caesars Palace.
Этот человек обладает уникальным нюхом
на деньги, и “шестое чувство” никогда не
подводит его в вопросе выбора сферы
вложения капитала. Все теперешние
мегакурорты Лас- Вегаса- самый крупный
отель- казино в мире MGM Grand с пятью
тысячами комнат и игровыми залами
площадью 60 тыс. кв. м., отель
International- это детища Керкоряна.
Начало его гостиничной империи было
положено еще в 60- е годы. Тогда
Керкорян поставил на грандиозное будущее
Лас- Вегаса, и, как это часто случалось
в его карьере, не прогадал. Сейчас ему
принадлежит 40 % казино Лас- Вегаса. В
его корпорацию MGM Mirage входят MGM
Grand, Bellagio, Treasure Island, the
Mirage, Grand Hotel, New York-New York.
Керкорян владеет
большинством
гостиничных номеров
на главной улице
Лас- Вегаса- Стрипе.
Сам магнат не
считает, что
обладает каким- то
особым даром. “Я
просто не пытаюсь
обглодать кость
дочиста, –
комментирует он. –
Не жду, когда цены
достигнут максимума.
Ведь они имеют
привычку неожиданно
падать. Я делаю свой
ход уже тогда, когда
вижу достаточно
хорошие цифры”.
Так были ли неудачи
в головокружительной
карьере Керкоряна?
Конечно же, без них
не обошлось. При
таком размахе
деятельности
небольшие временные
неудачи неизбежны.
Миллиардер не раз
оказывался в
затруднительных
обстоятельствах,
случалось ему и
продавать свой дом в
Лос- Вегасе, яхту и
самолет, которые он,
впрочем, очень скоро
снова приобретал,
как только дела
налаживались, а они
налаживались на
удивление быстро.
Секрет большого
бизнесмена-
Керкоряна,
позволяюший избегать
провалов: он всегда
“держит черный ход
открытым”, иными
словами, не
заключает сделки, не
имея запасного
варианта действий. И
еще один: он
сохраняет
невозмутимость при
любом варианте
развития событий. В
конце шестидесятых
убыток от
нереализованных
ценных бумаг
бизнесмена составлял
почти 400 млн.
долларов. Во время
купли-продажи MGM
миллиардер три раза
находился на грани
банкротства.
Кто-нибудь другой в
подобном положении
непременно
застрелился бы,
Керкорян же только
собирал команду и
находил новые пути
выхода из кризиса.
В результате пожара,
возникшего в Grand
Hotel- гостинице Лас
–Вегаса, построенной
Керкоряном и
названной в честь
одноименной картины,
снятой MGM, в ноябре
1980 года погибли 85
человек, сотни
получили тяжелые
травмы и ожоги.
Находившийся в это
время в Нью-Йорке
Керкорян немедленно
вылетел в Лас-
Вегас. Первый
вопрос, который он
задал, прибыв на
место происшествия:
“С чего начинаем?” В
течение восьми
месяцев он дневал и
ночевал на
строительной
площадке. И Grand
Hotel отпраздновал-
таки свое новое
рождение.
Сделки Керкоряна,
связанные с
автомобильными
гигантами, широко
известны и в свое
время не сходили с
первых полос газет.
В результате покупки
9,9% акций он стал
крупнейшим частным
владельцем компании
General Motors. Он
всегда оставался
верен своему стилю,
продолжая играть в
сделки. В начале
90-х Керкорян еще
раз сыграл в свою
излюбленную игру -
принялся скупать
акции автомобильного
концерна Chrysler
Corporation и в
итоге завладел
большим пакетом
акций компании. А 6
мая 1998 года,
объявив о слиянии
Chrysler c немецкой
Daimler-Benz, он
спровоцировал резкое
повышение курса
принадлежащих ему
акций и за один день
стал обладателем 660
миллионов долларов!
Сегодня бизнесмен
является самым
крупным акционером
компании Chrysler.
В последний раз имя
Керкоряна попало на
первые полосы
деловых газет всего
мира после того, как
он инициировал
переговоры о слиянии
терпящей бедствие
компании General
Motors с
автомобильным
альянсом
Renault-Nissan. Пока
аналитики
разгадывали
очередной, несколько
непонятный, на
первый взгляд, ход
миллиардера, рынок
отреагировал на
новость о возможном
объединении компаний
незамедлительно, и
котировки акций GM
подскочили вверх
сразу на 8,6%,
увеличив стоимость
доли Керкоряна до
$1,67 миллиардов. В
случае создания
трехстороннего
альянса вновь
созданному гиганту
принадлежал бы
каждый четвертый
автомобиль в мире,
совокупный объем
производства
компаний составил бы
15 млн автомобилей,
принеся выручку,
равную $326 млрд в
год. К тому же
подобное объединение
могло помочь General
Motors сделать свой
бизнес более
рентабельным.
Однако, несмотря на значительное влияние Керкоряна на менеджмент корпорации, эти переговоры успехом не увенчались.
У Керкоряна безупречная деловая репутация. В погоне за барышами он все же умудряется следовать некоторым принципам. Журнал “Forbes” написал о нем следующее: “Керкорян никогда не наживается за счет мелких держателей акций, и если вы вкладываете капитал в Керкоряна, вы имеете те же преимущества, что и он”. “Для миллиардера Кирк почти кроток, – заметил один из высокопоставленных чиновников Америки. – Я никогда не слышал, чтобы Кирк повышал голос”. Рассказывают, что, управляя компанией MGM, он порой стоял в общей очереди, чтобы приобрести билет на просмотр продукции собственной киностудии.
Мы далеки от желания идеализировать магната. За свою долгую жизнь в бизнесе Керкорян поглотил немало компаний, и для тех, кто сидит по ту сторону стола переговоров, он- олицетворение “акулы бизнеса”. Мир большой игры большого бизнеса – не место для ангелов, они здесь просто не выживут. Нужны крепкие зубы, крепкие нервы и недюжинная выдержка. Всем этим Кирк Керкорян обладает сполна.
Названия корпорации, которой магнат владеет, и благотворительного фонда “Линси”, осуществляющего помощь Армении, составлены из имен дочерей Керкоряна- Трейси и Линды- “Трасинда”. Он живет почти затворником в своей роскошной резиденции в пригороде Лас- Вегаса, и о его частной жизни и круге общения мало что известно. Среди друзей Керкоряна называют Кэри Гранта, Джорджа Рафта. Говорят, он с удовольствием проводил время и в обществе некоторых известных актрис Голливуда.
В личной жизни один из самых богатых людей нашего времени не так удачлив, как в бизнесе. Официально он женился два раза, и оба раза при разводе оставлял своим женам значительные суммы и недвижимость, сообразно своему уровню благосостояния на момент расставания. Во втором браке с бывшей танцовщицей Джин Мари Харди у него родилась дочь Трейси. Вторая дочь Керкоряна Линда- приемная, но различий он между своими дочерьми не делает. После почти тридцатилетней совместной жизни супруги расстались. Преуспевающий Керкорян оставил семье 200 миллионов долларов.
Миллиардер никогда не становился героем каких- либо публичных скандалов, за исключением, пожалуй, одного- истории рождения своей третьей дочери. Керкорян был уже в почтенном 74-летнем возрасте, когда завязал роман с 30-летней профессиональной теннисисткой Лизой Бондер. Восемь лет спустя она родила дочь Киру и смогла убедить престарелого 82-летнего магната в том, что ребенок от него. В результате отношения пришлось узаконить, а ребенку была дана фамилия Керкорян. Брак продержался всего месяц. Кире было назначено громадное содержание- $30 000 в месяц, но мать непрестанно настаивала на увеличении суммы. В конце концов с помощью теста ДНК было доказано, что Керкорян не является биологическим отцом ребенка. Однако судебная тяжба по этому вопросу, кажется, и по сей день не завершена.
Керкорян не забывает своих корней. То, что он делает для Армении, начиная с 1998 года, неоценимо. Со времени подписания Первого Меморандума о взаимопонимании между Правительством Армении и фондом “Линси” 20 ноября 2000 года, финансовое вспомоществование, получаемое от фонда, стало реальным и действенным подспорьем для независимой Армении. В рамках программы фонда Армения получила 150 миллионов долларов.
Поступившие суммы были направлены на строительство домов в зоне бедствия, восстановление дорог, улиц и музеев Еревана.Было отремонтировано 34 культурных обьекта по всей Армении. В 2003 году на 7 миллионов долларов, предоставленных фондом,был построен автомобильный тоннелль Севан –Дилижан, имеющий ключевое значение для развития туристической инфраструктуры Армении. Деньги Керкоряна работают на благо людей даже в тот момент, когда пишутся эти строки.
Помощь уже в рамках второго этапа программы “Линси” продолжается. Из выделенных средств предоставляются гранты армянским ученым. На следующие 60 миллионов долларов будут отремонтированы школы, продолжено восстановление и строительство дорог. Керкорян думает о будущих поколениях, о тех, кто должен приумножить славу Армении.
Благодарные жители Гюмри назвали его именем жилой квартал своего города. Рассказывают, что в Гюмри один не очень грамотный новосел пытался обнаружить “этого самого Линси”, выяснял – где он, хотел познакомиться, приголубить, да с рюмочкой посидеть.
В 2007 году Керкоряну исполняется 90 лет. Но он пока не собирается покидать свое кресло в офисе корпорации “Трасинда” на Беверли- Хиллз. Несмотря на то, что он заслужил отдых, уходить на покой неутомимый старец не собирается.
материал взят с
|
|
|
|
|
|
|
|
|