Саят-Нова
(продолжение, страница 3 из 3)
вернуться на главную страницу Армении
Он еще не знает, что коварная
судьба преподнесет ему новые боли и муки, одна круче другой
- высылку в далекую Персию, неожиданное кратковременное
возвращение на родину для острижения в монахи и долгое
служение священником в глухой провинции вдали от близких и
дорогих ему людей, неожиданную смерть жены Мармар,
подарившей ему сыновей Огана и Меликсета, а также дочерей -
Сарру и Мариам, в сане вардапета вторую и последнюю высылку
в Ахпатский монастырь.
А Тифлис тем временем все еще в тревожном ожидании
предстоящей, никак неотвратимой войны. Весть о нависшем
ужасе достигает и до стен Ахпата. Заботливый отец четырех
детей спешит в Тифлис, чтобы спасти их от верной и
неминуемой гибели. Он спешно их отправляет в Моздок, но
вернуться в Ахпатский монастырь не успевает. Вторгшийся в
город враг перерезает ему путь. Великий ашуг запирается в
церкви. Взломав железные ворота святилища, кровожадные
головорезы Мухамеда-хана настигают поэта, молящегося у
алтаря, требуют выйти и отречься от своей веры. "Я
христианин и армянин, христианином и армянином же умру" --
произносит он и начинает петь одну из своих песен. Саят-Нова
поет, как никогда, с чувством негодования и собственного
достоинства, поет с гордо поднятой седой головой: "Не всем
мой ключ гремучий пить, особый вкус ручьев моих! Всем мои
писанья чтить: особый смысл у слов моих! Не верь: меня легко
свалить! Гранитна твердь основ моих!.."
Следует резкий удар меча. Потом второй, третий... А поэт все
еще поет, не умолкая. Еще удар! Еще, еще, еще... Потом
наступает необъяснимо тяжелая тишина и все замирает вокруг.
Замолкает поэт, еле слышен последний шепот Гения: "Боже
праведный, я раб твой навеки веков, прими грешную душу мою!
Аминь!"
Это произойдет в один из теплых и ласковых сентябрьских дней
1795 года”- так представлял себе жизненный путь Саят-Новы
заслуженный деятель искусств Грузии Михаил Григорян.
Рассказывают, что знаменитый ашуг Персии Шаади приходит
как-то в Гюрджистан (Грузию) померяться силами с Саят-Новой
в ашугском искусстве. Первым выступает Шаади. Он задает
Саят-Нове тридцать вопросов, и на все тридцать вопросов
Саят-Нова отвечает правильно, после чего начинает задавать
вопросы сам. На двадцать пять его вопросов Шаади дает верные
ответы, а на двадцать шестом начинает запинаться, путаться.
А условие состязания такое: что кто не ответит на три
вопроса, тот, значит, потерпел поражение. Саят-Нова задает
следующие свои два вопроса. И не сумев ответить на них,
Шаади признает себя побежденным и кладет свой саз на землю
перед Саят-Новой - Никто не сравнится с Саят-Новой! А
Саят-Нова подходит к нему, кладет ему на плечо руку и
говорит: "Честь ашуга в его сазе, я не могу лишить тебя
твоего инструмента - держи свой саз и знай: мы братья разной
веры". Шаади тут же слагает песню и поет:
Много стран я обошел,
Много людей я видел,
Много ашугов я победил,
Никто не сравнится
с Саят-Новой!
Вот уже 85 лет, с 15 мая 1914 года, согласно прекрасной
традиции, заложенной Ованесом Туманяном, каждый год, в
последнее воскресенье мая, у могилы Саят-Новы, что у
центрального входа собора Сурб Геворк, собираются люди на
Праздник роз в честь гениального ашуга, царя песнопений.
Участники торжества приходят с алой розой на груди и
чествование Саят-Новы обращают в вечный праздник высокой
поэзии.
Каждый из них, взяв слово, отмечает,
что Саят-Нова не был обычным ашугом, обычным певцом, а настоящим
философом и мудрым пророком, гениальнейшим поэтом и златоустым
певцом, а также Учителем и заботливым наставником, глашатаем
братства и дружбы между народами, непревзойденным влюбленным,
для которого понятие Любовь являлась высшим земным и небесным
даром, вечным праздником, который всегда с тобой.
|
|