"Одноклассники" против клонов: пока ничья
Почти все популярные интернет-проекты равно или поздно обнаруживают в Сети своих клонов. Самая известная социальная сеть Рунета "Одноклассники" уже дважды побывала в суде, где предъявляла претензии о незаконном использовании свой интеллектуальной собственности.
В второй раз фемида не была к ним благосклонна. Арбитражный суд Москвы отклонил иск владельцев социальной сети к издательству "Эксмо". "Одноклассники" обвинили ответчика в нарушении авторских прав в связи с выходом книги "Однокла$$ники", написанной писателем Андреем Дышевым. В книге рассказывается о школьных друзьях, которые встретились благодаря тому, что нашли друг друга на сайте "Одноклассников", и затем начали погибать при загадочных обстоятельствах. В оформлении этой книги якобы были использованы элементы фирменного стиля сайта. В претензии к "Эксмо" социальная сеть потребовала от издательства компенсации в размере 200 тысяч рублей. Первая попытка самозащиты для "Однокласников" оказалась более удачной. Социальная сеть выиграла суд против компании "КМ Онлайн", владеющей аналогичным проектом "Одноклассники.km.ru".
Согласно постановлению суда, "КМ Онлайн" не имеет право использовать наименование "Одноклассники" для своей социальной сети. Ответчика обязали выплатить 100 тысяч рублей в виде штрафа за нарушение прав на интеллектуальную собственность.
По образу и подобию "Одноклассников" запущено несколько веб-проектов, которые пока функционируют в Рунете. Одним из первых был "Однокамерники.su" - тюремная пародия на известных "Одноклассников". Проект просуществовал всего несколько месяцев и уже не работает. А вот клон под названием "Избранники.ру" существует до сих пор. Он позволяет найти депутатов из разных регионов страны и написать к ним обращение.
Партнер юридической фирмы "Саланс" Виктор Наумов считает, что желание использовать известный бренд было и будет всегда, однако далеко не все из придуманного по закону подлежит защите. Можно защитить название, зарегистрировав товарный знак. Можно защитить внешний вид сайта, зарегистрировав его как промышленный образец. Дизайн и программное обеспечение - это тоже объекты авторского права. Однако, идея сервиса, те или иные алгоритмы привлечения и работы с пользователем обычно не охраняются правом интеллектуальной собственности. Также следует принимать в расчет, что объекты могут быть придуманы другими авторами независимо от существующих результатов, и авторское право допускает такую ситуацию.
"Единственным решением в ситуации защиты идеи (на старте проекта) может быть распространение на нее режима коммерческой тайны, - полагает он. - Также актуальны вопросы, связанные с соблюдением требований законодательства о конкуренции, которое говорит о недобросовестной конкуренции, а именно - о введении в заблуждении потребителей относительно товаров и их производителей".
Антон Серго,
руководитель юридической фирмы "Интернет и Право",
напомнил о том, что онлайновый сервис должен
правильно подходить к защите своего права
интеллектуальной собственности. При этом любой
интернет-проект может быть разделен на несколько
составляющих, например, домен, логотип, дизайн,
программное обеспечение, и каждый из них имеет свою
правовую базу и, соответственно, свои средства
защиты. Домен можно защитить путем регистрации
товарного знака, сходного или идентичного домену.
Это позволит защитить свой домен и запретить другим
использовать такой же или похожий для тех сфер
бизнеса, для которых товарный знак зарегистрирован.
"Именно это был использовано в споре
"Одноклассников" с проектом odnoklassniki.km.ru, -
обратил внимание Антон Серго. - У
"Одноклассников" двуязычный товарный знак
("Одноклассники/Odnoklassniki"), а КМ использовал
сходное обозначение для домена. Регистрация логотипа
в качестве товарного знака многократно повышает
средства и шансы защиты правообладателя. В споре
"Одноклассников" и издательства "Эксмо", насколько
мне известно, фигурировал логотип, а не товарный
знак (в юридическом смысле), что и повлияло на
негативный для "Одноклассников" исход дела".