|
Дживан Гаспарян
"Гаспарян превращает все свои концерты в
захватывающие, грустные, страстные, ностальгические
и благоговейные драмы" - Джон Парелес, New York
Times
"Эмоциональная вовлеченность в эту музыку так
сильна, что даже мельчайший посторонний шум выглядит
как нечестивое осквернение доверительных отношений
между публикой и музыкантом" - Los Angeles Weekly
"Без сомнения, одна из самых красивых и
одухотворенных записей, которые я когда-либо слышал"
(I Will Not Be Sad In This World) - Брайан Ино
"Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна.
Я думаю, что он один из самых поразительных
музыкантов в мире. Он создает единственное в своем
роде уникальное звучание, которое сразу же западает
в память" - Ханс Циммер, автор музыки к фильму
"Гладиатор".
Дживан Гаспарян - армянский музыкант, живая легенда
мировой музыки, человек, познакомивший мир с
армянским фольклором и музыкой дудука.
Он родился в небольшой деревне Солаг неподалеку от
Еревана в 1928 году. Дудук взял в руки в 6 лет и
начал интуитивно постигать азы. Его первые шаги в
музыке были совершенно самостоятельными - восемь
месяцев он учился играть на первом, подаренном ему
известным в ту пору в Армении музыкантом Маркаряном,
дудуке, просто прислушиваясь к игре старых мастеров,
не имея никакого музыкального образования и базы.
И лишь 1948 год можно назвать началом его
музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в
составе национального самодеятельного ансамбля
впервые выступил на сморе мастеров искусств
республик СССР на сцене Большого театра. Интересно,
что на этом концерте присутствовал сам Сталин,
который (наверное, будучи потрясенным игрой юного
музыканта) после концерта подозвал Дживана к себе.
Мальчик очень испугался. Но Иосиф Виссарионович,
добродушно улыбаясь, подарил ему золотые часы.
Дживан, краснея и стесняясь, взял подарок, а после,
изголодавшись вместе с друзьями, продал его.
В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни
премию на конкурсе исполнителей на дудуке. В 1959г.
он впервые стал обладателем золотой медали
Четвертого Международного фестиваля под эгидой
ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а
после третьей, полученной им в 1973, правительство
Армении удостоило его звания “Народный артист
Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый
раз.
В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno),
во время приезда в Москву случайно услышал его игру
и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон.
С этого момента начинается новый - международный -
этап его музыкальной карьеры, который не только
принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и
познакомил мир с армянской народной музыкой. Он
выпустил свой первый альбом “I will not be sad in
this world”, в который вошли древние народные
армянские песни и баллады и посвятил его жертвам
землетрясения в Армении.
В период переворота в Армении он был вынужден был
покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В
кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после
гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в
Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил
вдали от родины…” - вспоминает музыкант.Только не
радовала музыканта благополучная Америка и как
только появилась возможность, он вернулся домой,
чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли.
Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность
профессора Ереванской консерватории.
В это
же время он записал свой диск на
фирме Real World и совместно с
Майклом Бруком - альбом "Black
Rock", начал свое длительное
сотрудничество с Питером
Гэбриэлом, написал саундтрек к
фильму “Последнее искушение
Христа”.
Дживан Гаспарян начинает
гастролировать по всему миру -
он выступает совместно с
Кронос-квартетом, Венским,
Ереванским и Лос-Анджелесским
симфоническими оркестрами,
гастролирует по Европе, Азии.
Выступает в Нью-Йорке и дает
концерт в Лос-Анджелесе
совместно с местным
филармоническим оркестром. В
1999 он работает над музыкой к
фильму “Сейдж”, а в 2000г. -
начинает сотрудничество с Хансом
Циммером при работе над
саундтреком к фильму
“Гладиатор”. Баллада “Сиреци,
ярес таран”, на основе которой
“сделан” этот саундтрек,
принесла Дживану Гаспаряну в
2001 г. премию “Золотой глобус”.
Дядя Дживан принимал участие в
создании саундтреков к
семнадцати фильмам, среди
которых такие картины как
“Русский Дом”, “Онегин”,
“Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” и
“Доктор Живаго”.
В июле 2001 года Гаспарян
выступал вместе с Геворгом
Дабагяном и Араиком Бахтыкяном
на Фестивале дудука “Мелодии
армянских гор”, посвященном
празднованию Арменией 1700-летия
со дня принятия Христианства. А
в ноябре того же года он работал
с Борисом Гребенщиковым над
созданием альбома “Сестра Хаос”
- так впервые в звучание
“Аквариума” вплелась
трагически-печальная музыка
дудука.
В 2002 г., на состоявшемся в
немецком городе Эссен фестивале
WOMEX, он становится лауреатом
престижной премии “Womex
Lifetime Achievement Award”.
В 2003-ем Гаспарян пишет музыку
для
художественно-публицистического
фильма Александра Гутмана,
"Фрески", повествующего о жизни
Армении после развала СССР и
последовавшего почти сразу
страшного землетрясения. Музыка
Гаспаряна из этого фильма была
позднее издана на одноименном
альбоме.
Творческий путь Гаспаряна, где
работа музыканта в ресторане
сменялась сольным выступлением в
Большом театре, а кафедра
профессора – работой
аккомпаниатора, проследить не
так просто. Количество его
гастролей подсчитать уже под
силу, наверное, только его
агенту или биографу, и тем паче
не стоит считать его
законченным. Музыку, исполняемую
Гаспаряном, уже нельзя назвать
просто “народной музыкой
Армении”, его вклад в
популяризацию армянской народной
музыки вряд ли имеет аналоги и,
может быть, поэтому к его
многочисленным титулам часто
добавляют – “хранитель
музыкального наследия своего
народа”. Солирующие волшебные
звуки дудука теперь можно
услышать не только в народной и
духовной музыке, но и в world
music, и в симфонической музыке,
и в джазе, и в роке, и в
голливудских блокбастерах… И все
эти чарующие превращения
оказались подвластны одному
человеку — Дживану Гаспаряну,
“королю дудука” или просто “дяде
Дживану”, как с уважением и
любовью его называют.
|
|
|
|
|