Новости Армении                       The Armenian news

Новости Футбола
Новости
Прочее
Игры и Программы
Видео
Армения
News Armenia
News Russia
Библиотека
Music collection
Главная

АРАРАТ - 73

скачать книгу - Слово о войне Армянской

 

 
 Армяне Джавахка вынуждены покидать родину

ИЦ BAGIN представляет интервью с председателем совета Союза общественных организаций по репатриации и освоению «Еркир» Севаком Арцруни, которую опубликовал AZG Armenian Daily (05.12.2008г., №226).

 

 

Господин Арцруни, еще в июне 2008г. Ваша организация забила тревогу по поводу грузинизации церкви Сурб Норашен в Тбилиси. Как Вы оцениваете происходящий ныне процесс?

 

«Норашен» – всего лишь одно проявление целого процесса, который начался после обретения Грузией независимости, и который с течением времени разрастается. Все три президента независимой Грузии, Гамсахурдия, Шеварднадзе и сегодня Саакашвили, действуют в отношении этнических меньшинств страны по одному и тому же сценарию и руководствуются одними и теми же принципами: ни одному этническому меньшинству, проживающему в Грузии, не давать никакого политического статуса, создать для них на практике неприемлемые для жизни и развития условия, толкая их к миграции и отчуждению.

 

«Норашен» – не первое и не единственное проявление этой политики. За годы независимости Грузии был взорван ряд церквей, разрушены кладбища (вспомним участь Ходживанского кладбища и церкви Шамхорецоц в Авлабаре). Подобные проблемы есть и у Римской Католической Церкви, которая также безрезультатно борется за возвращение принадлежащих ей храмов.

 

Конечно, нельзя сказать, что об этом явлении не говорится. Так, в октябре 2007г. Комиссия ООН по правам человека призвала грузинские власти вернуть секуляризованные и недействующие церкви их законным владельцам. Епархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии и посольство Ватикана периодически направляют заявления и жалобы в дипломатические представительства различных государств в Грузии, в частности, в посольство Франции, они включили проблему церквей в повестку своих переговоров с грузинскими властями, Защитник прав человека Грузии делает заявления, госдепартамент США поднимает этот вопрос в своих докладах и т.д.

 

Однако, до сих пор все эти заявления, ходатайства и рекомендации удостоились абсолютного пренебрежения со стороны властей Грузии.

 

А что сегодня происходит в Джавахке?

 

Джавахкские армяне покидают свою родину. Грузинские власти последовательно осуществляют политику по отчуждению армян края. Элементами этой политики являются: последовательное навязывание грузинского языка во всех без исключения сферах общественной жизни, в том числе в официальном делопроизводстве в судах, административных органах, во всех контактах населения с органами власти; сокращение политических, социально-экономических, культурно-образовательных связей Джавахка с Арменией; принятие все новых законов, принуждающих к использованию грузинского языка; запрет на создание политических партий по национальному принципу, защищающих интересы нацменьшинства; фактический запрет на создание на местах высших учебных заведений на основе армянского и т.д.

 

На данный момент некоторые джавахкские деятели, наделенные прирожденными способностями руководить народом, которые, исходя из своих принципов, отказались вести торг, либо в тюрьме, либо мигрировали. И, наоборот, сегодня в Джавахке хозяевами себя чувствуют беспринципные, думающие о своем личном обогащении, скомпрометировавшие себя и отвергнутые народом лица – конформисты, которые готовы покорно исполнять любой приказ грузинских властей, готовы сломить дух народа, служить в качестве инструмента грузинской политики отчуждения...    

 

Говоря об оказавшихся в тюрьме политических деятелях, Вы имеете в виду Ваагна Чахаляна?

 

Да, в первую очередь, именно его. Инциденты, произошедшие 17-21 июля 2008г. в Ахалкалаке при чрезвычайно темных и странных обстоятельствах (взрыв по соседству с домом начальника полиции района и убийство двух полицейских-армян) грузинские власти использовали как предлог для того, чтобы свести счеты с демократическим альянсом «Единый Джавахк», действующим в Джавахке и известным своей деятельностью, направленной на защиту прав джавахкских армян, и лично с лидером этой структуры Ваагном Чахаляном.

 

Были арестованы Ваагн Чахалян, его несовершеннолетний брат и отец. Изначально против них были возбуждены уголовные дела по статье «приобретение оружия и боеприпасов», однако в дальнейшем против Ваагна Чахаляна выдвинули несколько новых обвинений, в основе которых непосредственно лежит его политическая деятельность 2005-2006гг., в частности, организация массовых акций протеста.

 

Какова реальная причина ареста Ваагна Чахаляна? Убрав из политического процесса сепаратистские, революционные и подобные, авантюрного характера, подходы, Ваагн Чахалян и руководимое им движение «Единый Джавахк» лишили власти Грузии возможности спекулировать направо и налево козырем относительно джавахкского сепаратизма. То есть Ваагн Чахалян предложил джавахкским армянам единственно реальную и приемлемую для международного сообщества форму борьбы за свои права. Вот этой альтернативы, а не периодически звучащих виртуальных призывов об автономии опасаются грузинские власти.

 

То есть грузинские власти не готовы к диалогу?

 

До сих пор не были готовы. Однако последние события в регионе, может быть, приведут к изменению ситуации в этом вопросе. Естественно, Грузия продолжит цепляться за политическую ось Анкара-Тбилиси-Баку, но в то же самое время она также будет вынуждена предпринять шаги, направленные на евроинтеграцию. В этом процессе права джавахкских армян как этнического меньшинства нужно сделать предварительным условием. В этом плане в течение прошлых лет благодаря работе союза «Еркир» уже созданы необратимые реалии.

 

Так, благодаря усилиям союза «Еркир» в октябре 2007г. Комиссия ООН по правам человека включила в свои рекомендации, адресованные властям Грузии, проблемы регистрации Армянской Апостольской Церкви, возвращения Сурб Норашен и других секуляризованных церквей. Подчеркивая низкий уровень политической вовлеченности нацменьшинств, Комиссия обязала Грузию:

 

а. Рассмотреть возможность разрешения меньшинствам использовать свои языки в работе органов местного самоуправления и в администрировании.

 

б. Предпринять все целесообразные средства для обеспечения полноценного политического присутствия и участия нацменьшинств, ликвидировав дискриминацию на языковой основе.

 

в. Начать диалог с заинтересованными группами и институтами гражданского общества, занимающимися проблемами нацменьшинств.

 

Отметим также, что союз «Еркир» сумел создать предпосылки для того, чтобы в середине декабря Джавахк посетила группа экспертов, изучающих выполнение Европейской рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств.

 

Какие шаги предпринял и предпримет союз «Еркир» для ликвидации кризиса среди джавахкских армян?

 

21 июля 2008г., на следующий день после ареста, мать Ваагна и Армена Чахалянов – Гаянэ Чахалян, передала нам просьбу Ваагна о том, чтобы делом по его защите координировал союз «Еркир». Вопреки открытому противодействию грузинских властей, нам, тем не менее, на данный момент удалось, в частности, следующее:

 

Направить в Ахалкалак миссию по сбору фактов, с помощью пресс-релизов и пресс-конференций разорвать информационный вакуум по делу Ваагна Чахаляна, известить всех, что в случае с Ваагном Чахаляном и другими арестованными лицами мы имеем дело с политзаключенными.

 

Подключить к расследованию дела и принудить грузинские власти зарегистрировать адвоката из Армении, защищающего интересы Ваагна Чахаляна и его семьи.

 

Подключить к расследованию дела известного в сфере прав человека французского адвоката Патрика Арапяна. 

 

Привлечь к делу внимание международных структур, следящих за процессами демократизации в Грузии (ОБСЕ, Совет Европы) и правозащитных организаций, некоторые из которых обещали следить за ходом судебных процессов посредством наблюдателей.

 

На последнем заседании по делу Чахалянов (3 декабря) защитникам удалось доказать, что арест несовершеннолетнего брата Ваагна Чахаляна, Армена, был незаконным, и он под залог был выпущен на свободу.

 

Сегодня мы считаем нашу миссию уже частично удавшейся. Фактически, попытка властей Грузии судить Ваагна Чахаляна как уголовного преступника провалилось. Из тюрьмы освободились отец и брат. Прокуратура и судья постоянно откладывают процесс, пытаясь выдумать новые обвинения. Фактически, в ходе этого скандального судебного процесса Ахалцихский суд стал трибуной для осуждения осуществляемой властями Грузии политики нарушения прав джавахкских армян. То, что происходит сегодня в Джавахке, находится в центре внимания международных организаций, и это не может остаться без последствий.

 

Видя это противодействие, грузинские власти с помощью своих местных исполнителей еще больше усиливают преследования, терроризируя уже не только активистов «Единого Джавахка» и их родных, но каждого, кто осмеливается открыто выражать свое недовольство царящей ситуацией. Применяется также экономический террор, самым последним примером которого является залог в 10 тысяч долларов, установленный за освобождение Армена, при том, что защита изначально доказывала, что арест Армена вообще был незаконным.

 

В Ахалцхе стартовал политический судебный процесс. А то, что происходит и будет происходить в суде, второстепенно: главное то, что с момента открытия судебного заседания борьба джавахкских армян вступит на большую политическую арену и после этого уже ни один грузинский государственный деятель не сможет заявить, что «у армян в Грузии проблем нет».

 

Итак, мы призываем всех не дезориентироваться, не поддаваться на провокации, руководствуясь нормами международного права и законодательством Грузии, в Джавахке, Армении или Диаспоре продолжать требовать от грузинских властей следующее:

 

* Освободить армянских политических заключенных.

 

* Начать диалог с «Единым Джавахком» и другими заинтересованными группами и институтами гражданского общества, занимающимися проблемами меньшинств.

 

* Предоставить официальный статус Армянской Апостольской Церкви и другим традиционным религиозным конфессиям в Грузии.

 

* Вернуть секуляризованные в годы советской власти храмы Армянской Апостольской и Римской Католической Церквей.

 

* Предоставить армянскому языку в Джавахке статус языка внутреннего делопроизводства и судопроизводства.

 

* Создать в Ахалкалаке двуязычный Армяно-Грузинский университет со своей собственной образовательной программой.

 

* Сделать Джавахк участником всех региональных экономических проектов.

 

Hosted by uCoz