Политика искусство возможного,
казалось бы затертый штамп. События последних лет в свете
политики проводимой Грузией, казалось постоянно опровергают этот
постулат своей ирациональностью и внешней нелогичностью.
Безусловно в политике Грузии есть и явные признаки внешнего
управления заказчиками и однозначный почерк не вполне
адекватного поведения лидера этой страны. Но так или иначе все
эксперты обращающиеся к теме политики Грузии в той или иной
форме начинают искать иную рациональность в области психологии
элиты данной страны и народа. Действительно, многое в политике
этой страны невозможно выявить без понимания прилагаемых
обстоятельств Грузии и грузинского народа, несколько уникальных
и весьма специфичных.
В определенной мере в лице грузин все остальные народы
сталкиваются с ... последним наследником Российской
Империи-СССР. Страны в которой грузины действительно себя
ощущали дворянством, одним из системообразующих и титульных
народов, а следовательно и хозяином всех остальных. Не
углубляясь в историю, можно зафискировать, что десятилетия
пропаганды образа грузина, как «дворянина» Империи сыграли злую
шутку с грузинами-они действительно поверили в этот миф и развал
СССР стал полной катастрофой прежде всего для всего грузинского
народа.
Парадоксом в этой ситуации является
подспудное и явное отрицания русского и оголтелый национализм
даже в условиях этой самой СССР, если рассматривать грузинский
национализм вне имперскости. В рамках же имперскости
грузинский национализм периода СССР и даже ранее скорее имел в
своей сути целью не сецессию от СССР, а власть над всей СССР,
власть, которой один раз уже обладали и которую желали добиться
вновь, а сам национализм собственно был способом шантажа Центра
для преференций грузинской элите. Для грузин СССР был
вторым изданием Австро-Венгрии, где они представляли себя в роли
второго имперского народа с амбициями на первое место.
Примечательно, что в той же Австро-Венгрии венгерское
составляющее Империи так же люто ненавидело все немецкое и
одновременно подавляло всех остальных для сохранения своих
позиций и империи в целом. Причем ненависть ко всему немецкому
венгры сохраняли настолько долго насколько была свежа память об
общей Империи...
Таким образом, потеря Империи для грузин явилась не долгожданным
освобождением, а потерей своей цивилизационной роли и крахом
представлений самих грузин о себе, как имперской нации с
большими амбициями. Унылое утро вновь обретенной грузинской
государственности поставило их в ряд «обычных» народов с вполне
прозаическими возможностями и ограниченными ресурсами.
Для грузин и украинцев процесс
осложняется тем, что потеряв большую Империю Грузия и Украина
сохранили малые Империи территориально, но строят чисто
национальные государства. Особенностью формирования советской
Грузии и Украины является искусственность границ этих стран, с
большими массами не титульного населения. В частности, в не
большой по размерам Грузии было три автономии и две
потенциальные автономии: Джавахк с доминирующим армянским
населением и Борчалы, с доминирующим азербайджанским населением.
Выделение их в автономии было бы полным нонсенсом, учитывая
общую границу с «коренными» республиками этих двух не
состоявшихся субьектов федерации, а союзная республика с пятью
автономиями потеряла бы качество собственно «грузинскости».
Именно недостаток чисто грузинского населения в определенной
степени явился сдерживающим фактором в стремлении к расширению
для меньшевстского правительства Грузии, а для Сталина понимание
этого фактора стало препятствием к териториальному росту родной
республики. Титульные нации Грузии и Украины не обладают
достаточной мощью для проекции силы, прежде всего силы
притяжения Империи на всю территорию отрезанную в советский
период. В то же время не осознается собственное Я именно как
Имперское, тогда как обе страны и есть Империи с третью «чужого»
населения. Выход: война с «чужим». И если украинские
националисты борются с русским в себе, то грузины с армянским,
осетинским, абхазским в себе, поэтому логичный и возможный
компромисс с мятежными автономиями для правящей элиты Грузии
означал крах всего проекта и переформатирование всей
политической системы современной Грузии. И поэтому компромисс не
состоялся.
Аналитики рассматривающие Грузию, всегда подчеркивают некую
специфику, но анекдот в том, что основные, характерные черты
грузинской элиты( и не только элиты ) формулирующие современную
политику Грузии есть общие, как непосредственно с русскими, так
и с украинцами, вторым конкурентом на имперское наследие СССР. И
крах СССР вызвал это чувство опустошенности и дезориентации, как
у русских, так и у украинцев. И если русские требуют уважения и
статуса равного у мира, то украинцы по старой имперской привычки
требуют того же от... русских. Как самого близкого и схожего
украинцам народа. И ненависть ко всему русскому не только и не
столько способ самоутверждения все же молодой вновь
формирующейся украинской нации, а в том числе аппеляция к
собственному прошлому. Переход от имперской нации к новой
европейской для украинцев есть процесс отрицания имперской
России во всем, даже в смешной форме, и без отделения,
отмежевания и противопоставления себя всему русскому украинская
национальная идентичность не сможет себя выкристализовать.
И чем острее ощущается
похожесть и близость украинцев с русскими, тем явственнее
ощущение опасности новой Украине от этой близости и похожести,
которую надо разрушить во чтобы то ни стало во имя идентичности.
Для Грузии в процессе формирования
грузинской культуры в силу особенностей страны и в течении
крайне долгого времени роль такого цивилизационного маяка
выполняли сначала Армения, а затем армяне, поэтому обьектом
отрицания своего прошлого, как народ стали именно армяне, а не
русские. Также как не возможно представить историю Украины, ее
культуру и развитие без русских и России, также на протяжении
двух тысяч лет переплетены судьбы армян и грузин. Самвел
Карапетян как-то спросил: Как может народ с такой культурой, так
варварски относится к армянскому культурному наследию?
Ответ на поверхности: именно
потому что эта(грузинская) культура слишком похожа и слишком
близка армянской.
Поэтому грузины и украинцы хотят «казаться» европейцами, как
способ создания новой буржуазной нации и борьбы с «чужим»
прошлым и настоящим, а выбор «европейскости» есть лишь выбор
внутренней политики по отношению к национальным меньшинствам.
Нет
никаких оснований считать «европеизм» украинцев и грузин
следствием продвинутости гражданского общества или внутреннего
развития или культуры демократии, ибо внутренняя основа того же
грузинского общества есть романтизация воровской/абрекской
этики(кавказская культура) с общим советским наследием, что есть
нонсенс для европейца. Мачо Туташхия тормоз не только
гражданского общества, а просто антипод европейца(работяги,
законопослушного, стукача и ботаника в нашем понимании).
Совпадение внутренних предпосылок с внешним спросом дало старт
не либеральным проектам, а грузинской версии модернизации
Ататюрка с полным букетом подавления национальных меньшинств.
Империя и демократия не совместимы
- вторая избитая догма, которая подтверждается и в России, и на
Украине и в Грузии. Поэтому же индивидуальное рыцарское
поведение грузин на уровне нации перерождается в идиосинкразию и
различные фобии, оттуда же к излишней подозрительности,
жестокости, нетерпимости и высокомерию. А якобы мобилизирующая
идея: европейство и демократизация не работает...
Герои фольклора Грузии Серож и
Кукури: армянин и грузин больше не будут друзьями и равными, а
современная кино-версия с Кикабидзе и Мкртчяном была первой и
последней. Развитие Грузии и Украины предполагает лишь один
результат: полное подчинение, выдавливание или зачищение страны
от «чужого» населения, даже тем способом «очистки», который
произошел с Южной Осетией и Абхазией.
У этих двух стран альтернатива:
или «демократия» или Империя, поэтому они выберут абсолютно
репрессивный курс к национальным меньшинствам и цивилизационно
близким странам. Время ненависти закончится лишь тогда, когда
Украина и Грузия получат этнически чистые страны.
|