|
|
скачать книгу - Слово о войне Армянской
|
Архиепископ Григорис Буниатян: Церковь помогает верующим быть добросовестными и ответственными гражданами своей страныПредставляем интервью с Главой Украинской епархии Армянской Апостольской церкви, Архиепископом Григорисом Буниатяном
Ваше высокопреосвященство, как давно
существует армянская епархия в Украине?
– Армянская церковь существует в Украине с давних
времен. Согласно историческим документам, на
территории Украины уже в XI веке образовались
небольшие армянские общины, которые были
организованы как церковные приходы. В дальнейшем
число этих общин увеличивалось, и между ними
установились контакты. Затем все приходы были
организованы в епархию. Первую епархию образовали
предположительно на территории Крыма, приблизительно
в ХІІ веке.
Когда во Львове армян стало больше (ХІІІ в.), в
городе одновременно стали действовать несколько
церквей. И в начале-середине ХІV века епархия
переехала во Львов. Этот город долгое время был
центром армянской церковной жизни на территории
Украины. В XVI веке епархия вновь «вернулась» в
Крым, в монастырь Сурб Хач.
В Украине епархия армянской церкви находилась
приблизительно до начала ХХ века. После того как в
20-30-х годах ХХ века армянская церковь на
территории Украины перестала существовать и все
действующие церкви были закрыты, свою деятельность и
существование прекратила и епархия. До 1945 года
несколько церквей еще функционировали «подпольно»,
но после Второй мировой войны на территории Украины
не осталось вообще ни одного действующего армянского
храма.
Церковная жизнь возобновилась в 1991 году, когда по
назначению Католикоса всех армян Вазгена І для
служения в Украине был назначен архимандрит Натан.
Первыми начали функционировать ялтинская, львовская
и феодосийская церкви. А в 1997 году Католикос
Гарегин І учредил украинскую епархию Армянской
Апостольской церкви, и владыка Натан был рукоположен
в епископы и продолжал свое служение до 2000 года.
Потом он переехал в Англию, где стал главой епархии
ААЦ в Англии. Центром епархии Армянской Апостольской
церкви является кафедральный собор во Львове –
церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в
1363 году.
На сегодняшний день в Украине действуют
приблизительно 20 церквей и 14 священнослужителей в
разных областях и городах Украины несут свое
служение.
– Делаются ли попытки вернуть армянские
храмы в лоно Армянской Апостольской церкви?
- Мы над этим постоянно работаем. Некоторые из старых армянских церквей уже возвращены Армянской Апостольской церкви. В городах, где в старину не было армянских храмов, строятся новые.
– Много ли в Украине храмов, нуждающихся в
реконструкции?
– Армяне живут в Украине с давних времен, и они
построили множество церквей: более 40 храмов в
Крыму, еще столько же – в Западной Украине. Эти
церкви были основаны между ХІІ веком и началом ХХ
века. После революции многие из них стали
хранилищами, были отданы сельсоветам. Естественно,
годами и десятилетиями эти церкви не
ремонтировались, и очень многие из них со временем
разрушились.
Конечно, с нашими ограниченными материальными
возможностями очень трудно думать о восстановлении,
реконструкции, ремонте всех этих церквей, тем более
что еще не все храмы переданы ААЦ. Есть старые
церкви, которые в смутные времена забрали другие
конфессии: православные и католические. Среди старых
церквей, которые официально переданы армянской
церкви благодаря усилиям общины, – Львовская
церковь, монастырь Сурб Хач в Крыму. Активное
участие в восстановительных работах принимали
государство, Министерство культуры и Госкомитет по
охране памятников. Я, пользуясь случаем, хочу
поблагодарить и государство, и власти на местах за
эту заботу.
– Каковы взаимоотношения Армянской
Апостольской церкви с другими церквями Украины и с
украинским государством?
– У нас очень хорошие, теплые отношения со всеми
церквями, конфессиями и религиями. В Украине более
12 лет весьма успешно функционирует Совет церквей и
религиозных организаций. На мероприятиях Совета мы
часто собираемся и обсуждаем разные вопросы,
знакомимся с проблемами друг друга, часто бываем
друг у друга в гостях и так укрепляем наши
отношения. То есть в Украине есть все возможности и
условия, чтобы церкви контактировали и были в
дружеских отношениях, тем более что этому
способствуют законы Украины, очень демократичные по
отношению к различным конфессиям.
Иногда церкви сталкиваются с повседневными
проблемами, решение которых зависит или от
правительственных учреждений, или от конкретных
должностных лиц. Порой последние по тем или иным
причинам не очень ответственно относятся к проблемам
церквей. И данные вопросы (например, возврат
церковных зданий, оформление участков под
строительство храмов) зачастую затягиваются на
месяцы, хотя могли бы быть решены намного быстрее.
Получается что таким поведением такие
административные служащие косвенно не дают людям
реализовать свое конституционное право свободного
вероисповедания и организации своей религиозной
жизни. А ведь Церковь помогает верующим быть
добросовестными и ответственными гражданами страны.
– Каковы основные проблемы епархии?
– У епархии нет проблем, а есть повседневная работа,
которая может иметь свои особенности или сложности.
Это нескончаемый процесс. Деятельность церкви и
епархии – это уже начатая работа, и она должна
продолжаться, развиваться. Тем более после стольких
десятилетий, когда не было церквей, верующие не
имели опыта «общения» с церковью, не обладали даже
самыми простыми религиозными знаниями. Надо
стараться возвращать их в церковь. Перед нами
довольно большой объем работы. Конечно, перед нами
стоят трудности в организации самой церкви, порой не
хватает священников, специалистов по религиозным
дисциплинам, чтобы обучать и детей, и взрослых. Но
это все с Божьей помощью можно постепенно
реализовать. Мы мечтаем, чтобы наступил такой
момент. И дай Бог, чтобы в ближайшие двадцать лет
люди научились относиться к церкви и к религии как
подобает и жить в вере и в соответствии со всеми
церковными канонами и требованиями.
– Как обстоят дела с Кафедральным собором в
Киеве и когда армянская епархиальная кафедра будет
перенесена из Львова в Киев?
– Мы молимся за свершение этого, за всех должностных
лиц Киевской городской администрации, от которых это
зависит, чтобы у них были скорее решены все
первоочередные для города вопросы и чтобы у них
нашлись время и желание решить этот вопрос. Вот уже
15 лет тянется история с оформлением территории под
строительство армянской церкви в Киеве. Как вы
знаете, мы имели всю документацию для начала
строительства, пошли на большие расходы, потратили
около миллиона гривен. Однако искусственно были
созданы препятствия, намеренно организовывались
акции протеста, чтобы мы не смогли на этой
территории построить церковь. Таким образом, были
попраны права граждан. Это очень печально. Но слава
Богу и спасибо мэру города, должностным лицам,
которые потом вместе с нами пришли к выводу, что
можно выделить другой участок. Он, кстати, уже
оформляется.
Мы не теряем ни веры в Бога, ни надежды на людей, и
думаем, что, может быть, должностных лиц занимает
политическая ситуация и поэтому на решение наших
проблем у них нет времени. Но тем временем около
сорока тысяч армян ждут, когда в Киеве у них будет
место, где они могли бы молиться. Тем более что с
XIV по XVII век в Киеве была армянская церковь,
которая сгорела во время пожара на Подоле.
Восстановили эту церковь в ХІХ веке уже в другом
месте. В Киеве последний армянский храм был
конфискован и закрыт в 1924 году. То есть, несмотря
на то, что свыше пятисот лет в Киеве действовала
армянская церковь, в наше время демократии и
религиозной свободы, лояльного и уважительного
отношения к религии сорок тысяч армян в Киеве все
еще не имеют своего дома молитвы. Но ради
справедливости отмечу, что во всех крупных городах
Украины и даже в городах, где проживают всего две
тысячи армян, уже оформлены участки, и сейчас мы
занимаемся строительством церквей в одиннадцати
городах Украины. В некоторых из них оно уже подходит
к концу.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям?
– Желаю, чтобы они чувствовали себя ответственными
гражданами. В Украине есть разные слои армян:
рожденные в Украине, их много в западных регионах,
Киеве, Харькове, Одессе, Донецке. Но большинство
сейчас – новоприбывшие армяне, и для Армянской
Апостольской церкви очень желательно, чтобы они были
примерными и ответственными гражданами, настоящими
патриотами Украины, полностью интегрировались в
украинское общество. Но в то же время, чтобы они
сохранили свои традиции, культуру настолько,
насколько это возможно в новой среде. Конечно же, мы
хотим (хотя церковь этого не может требовать), чтобы
все они были верующими, продолжали традиции
Армянской Апостольской церкви и были в хороших
отношениях со всеми верующими других церквей и
конфессий. И, конечно, я желаю, чтобы Господь Бог
оберегал наши народы, церкви, и чтобы деятельность
Союза армян и всех армянских общин Украины была
плодотворной, чтобы они воспитывали у членов
армянских общин только лучшие человеческие и
гражданские качества.
Интервью передает ИАЦ Analitika
10 декабря 2008 15:14 |